Развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи
11.12.2023
Что такое наша речь? Это поток звуков, которые
образуются в речевом аппарате при непосредственном участии дыхания - воздушной
струи, возникающей в легких. Различают речевое и неречевое дыхание. Неречевое,
или дыхание физиологическое, осуществляется в автоматическом режиме. Вдох равен
выдоху и происходит через нос. Речевое дыхание произвольно, оно позволяет
рациональнее расходовать выдыхаемый воздух. За коротким энергичным вдохом идёт
пауза, за ней продолжительный выдох через рот - источник образования звуков.
Правильное речевое дыхание способствует корректному звукообразованию,
поддержанию нормального уровня громкости, плавности и выразительности речи.
Проблемы в развитии речевого дыхания. Какие проблемы могут возникнуть у
ребенка, если речевое дыхание нарушено? То есть, как понять, что у ребенка
нарушено речевое дыхание? Нерациональный расход выдыхаемого воздуха
1. Часто родители могут быть свидетелями такой
картины. Малыш, который только начал говорить, пытаясь что-то сказать, делает
вдох, начинает произносить нужные слова, но ему не хватает воздуха до конца
фразы. Он останавливается, набирает воздух и часто забывает, что хотел сказать.
Такая картина свидетельствует о нерациональном расходовании воздуха Слабое
развитие дыхательного аппарата
2. Еще один пример нарушения в развитии речевого
дыхания: дыхательный аппарат дошкольника развит плохо. Дыхание поверхностное,
грудное. У ребенка слабый вдох и слабый короткий выдох. В этом случае он
говорит тихо, нечётко, часто не договаривает фразу до конца. Или чтобы все
успеть сказать малыш говорит очень быстро и от этого страдает интонация, не
соблюдаются нужные паузы. Кроме того, при таком нарушении у ребенка явно будут
проблемы со звукопроизношением. Так как для произнесения многих звуков речи
необходим сильный целенаправленный ротовой выдох. Слабое развитие дыхательного
аппарата у дошкольников тесно связано с их физиологическим состоянием, наличием
хронических заболеваний дыхательных путей и малоподвижным образом жизни.
3. Часто
дети с нарушением речевого дыхания говорят на вдохе. Решающее значение для
правильной постановки речевого дыхания несет развитие фазы выдоха. Поэтому
основная задача, на которую направлены упражнения по развитию речевого дыхания
– выработать сильный, направленный, длительный, плавный, ротовой выдох.
Выработка такого выдоха считается одним из необходимых и значимых условий
постановки звуков. Работа по воспитанию воздушной струи на логопедических
занятиях начинается на подготовительном этапе формирования правильного
звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной
моторики. Для развития речевого дыхания педагоги используют специальные
методики, но я расскажу вам о тех приёмах развития речевого дыхания, которые
может применить любая мама, введя их в повседневную жизнь малыша.
ВАЖНО!!! При выполнении дыхательных упражнений
необходимо соблюдать следующие требования: - игры и упражнения должны
проводиться в хорошо проветриваемом помещении с достаточным количеством свежего
воздуха; - одежда не должна стеснять движений ребенка; - занятия по дыхательной
гимнастике должны проводиться до приема пищи или через час после него; - нельзя
заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии;
- необходимо контролировать выполнение упражнений по времени, так как
дыхательные упражнения могут быстро утомить ребенка и вызвать головокружение.
Каждое упражнение на дыхание выполняется не более двух трех раз.
Время проведения занятий необходимо увеличивать
постепенно: от 1-2 минут до 3-5, всегда интересуясь самочувствием ребенка
(головка не кружится?). Необходимо давать ребенку отдохнуть, чередовать
упражнения с другими видами деятельности. Основные моменты правильного речевого
дыхания: - короткий, сильный вдох через нос. Взрослый может визуально оценить
расширение диафрагмы ребенка; - выдох осуществляется плавно через рот. Губы при
этом необходимо складывать трубочкой. Ребёнок не должен поднимать плечи и
надувать щёки. Если ребенок выдыхает через рот, попросите его зажать ноздри
рукой, что бы он ощутил, как должен выходить воздух через рот; - выдох должен
быть длинным и плавным; - выдыхать нужно полностью, пока не закончится весь
воздух; - необходимо следить за тем, чтобы во время упражнений не напрягались
мышцы рук, шеи, груди. Примеры дыхательных упражнений для детей дошкольного
возраста с нарушениями речи При поверхностном дыхании мы учим детей дышать
животиком. Положите руку ребенка на его живот и попросите глубоко вдохнуть так,
чтобы живот надулся. На первых этапах это бывает достаточно сложным –
скоординировать эти два процесса. Потом ребенок выдыхает так, чтобы шарик
сдулся.
И еще одно упражнение для развития глубокого вдоха – выполняется лежа на спине. Взрослый кладет ребенку на живот какую-нибудь игрушку и просит покатать ее, надув живот. Для работы над длительным, целенаправленным и плавным выдохом можно использовать огромное количество игр. Но есть одно важное правило – ребенок всегда должен видеть результат своего выдоха. Не просто дуть, а дуть на что-то или куда-то. Далее игры на развитие дыхания. Кто-то из вас может предложить очевидные игры для развития дыхания, любимые забавы детей? (Мыльные пузыри и вертушки) Как видите, все упражнения достаточно просты и не требуют специальной подготовки от родителей. За счет постановки правильного дыхания, быстро и эффективно преодолеваются речевые нарушения. Сокращается время для постановки и автоматизации речевых звуков, речь становится более четкой и внятной.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 03.03.2025
Дата обновления: 03.03.2025
Дата публикации: 11.12.2023