Речевое дыхание

11.12.2023

Развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи Что такое наша речь?Это поток звуков, которые образуются в речевом аппарате при непосредственном участии дыхания - воздушной струи, возникающей в легких. Различают речевое и неречевое дыхание. Неречевое, или дыхание физиологическое, осуществляется в автоматическом режиме. Вдох равен выдоху и происходит через нос. Речевое дыхание произвольно, оно позволяет рациональнее расходовать выдыхаемый воздух. За коротким энергичным вдохом идёт пауза, за ней продолжительный выдох через рот - источник образованиязвуков. Правильное речевое дыхание способствует корректному звукообразованию, поддержанию нормального уровня громкости, плавности и выразительности речи. Проблемы в развитии речевого дыхания. Какие проблемы могут возникнуть у ребенка, если речевое дыхание нарушено? То есть, как понять, что у ребенка нарушено речевое дыхание? Нерациональный расход выдыхаемого воздуха 1. Часто родители могут быть свидетелями такой картины. Малыш, который только начал говорить, пытаясь что-то сказать, делает вдох, начинает произносить нужные слова, но ему не хватает воздуха до конца фразы. Он останавливается, набирает воздух и часто забывает, что хотел сказать. Такая картина свидетельствует о нерациональном расходовании воздуха Слабое развитие дыхательного аппарата 2. Еще один пример нарушения в развитии речевого дыхания: дыхательный аппарат дошкольника развит плохо. Дыхание поверхностное, грудное. У ребенка слабый вдох и слабый короткий выдох. В этом случае он говорит тихо, нечётко, часто не договаривает фразу до конца. Или чтобы все успеть сказать малыш говорит очень быстро и от этого страдает интонация, не соблюдаются нужные паузы. Кроме того, при таком нарушении у ребенка явно будут проблемы со звукопроизношением. Так как для произнесения многих звуков речи необходим сильный целенаправленный ротовой выдох. Слабое развитие дыхательного аппарата у дошкольников тесно связано с их физиологическим состоянием, наличием хронических заболеваний дыхательных путей и малоподвижным образом жизни. 3. Часто дети с нарушением речевого дыхания говорят на вдохе. Решающее значение для правильной постановки речевого дыхания несет развитие фазы выдоха. Поэтому основная задача, на которую направлены упражнения по развитию речевого дыхания – выработать сильный, направленный, длительный, плавный, ротовой выдох. Выработка такого выдоха считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работа по воспитанию воздушной струи на логопедических занятиях начинается на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики. Для развития речевого дыхания педагоги используют специальные методики, но я расскажу вам о тех приёмах развития речевого дыхания, которые может применить любая мама, введя их в повседневную жизнь малыша. ВАЖНО!!! При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования: - игры и упражнения должны проводиться в хорошо проветриваемом помещении с достаточным количеством свежего воздуха; - одежда не должна стеснять движений ребенка; - занятия по дыхательной гимнастике должны проводиться до приема пищи или через час после него; - нельзя заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии; - необходимо контролировать выполнение упражнений по времени, так как дыхательные упражнения могут быстро утомить ребенка и вызвать головокружение. Каждое упражнение на дыхание выполняется не более двух трех раз. Время проведения занятий необходимо увеличивать постепенно: от 1-2 минут до 3-5, всегда интересуясь самочувствием ребенка (головка не кружится?). Необходимо давать ребенку отдохнуть, чередовать упражнения с другими видами деятельности. Основные моменты правильного речевого дыхания: - короткий, сильный вдох через нос. Взрослый может визуально оценить расширение диафрагмы ребенка; - выдох осуществляется плавно через рот. Губы при этом необходимо складывать трубочкой. Ребёнок не должен поднимать плечи и надувать щёки. Если ребенок выдыхает через рот, попросите его зажать ноздри рукой, что бы он ощутил, как должен выходить воздух через рот; - выдох должен быть длинным и плавным; - выдыхать нужно полностью, пока не закончится весь воздух; - необходимо следить за тем, чтобы во время упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди. Примеры дыхательных упражнений для детей дошкольного возраста с нарушениями речи При поверхностном дыхании мы учим детей дышать животиком. Положите руку ребенка на его живот и попросите глубоко вдохнуть так, чтобы живот надулся. На первых этапах это бывает достаточно сложным – скоординировать эти два процесса. Потом ребенок выдыхает так, чтобы шарик сдулся. И еще одно упражнение для развития глубокого вдоха – выполняется лежа на спине. Взрослый кладет ребенку на живот какуюнибудь игрушку и просит покатать ее, надув живот. Для работы над длительным, целенаправленным и плавным выдохом можно использовать огромное количество игр. Но есть одно важное правило – ребенок всегда должен видеть результат своего выдоха. Не просто дуть, а дуть на что-то или куда-то. Далее игры на развитие дыхания. Кто-то из вас может предложить очевидные игры для развития дыхания, любимые забавы детей? (Мыльные пузыри и вертушки) Как видите, все упражнения достаточно просты и не требуют специальной подготовки от родителей. За счет постановки правильного дыхания, быстро и эффективно преодолеваются речевые нарушения. Сокращается время для постановки и автоматизации речевых звуков, речь становится более четкой и внятной.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 25.07.2024Хочу такой сайт

Дата обновления: 25.07.2024

Дата публикации: 11.12.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».