Общая характеристика учебного плана.
Учебный план МБДОУ детского сада №11 г.Донецка на 2025-2026 учебный
год, является одним из основных документов, регламентирующих организацию
образовательного процесса в МБДОУ.
Нормативную базу учебного плана образовательного учреждения
составляют:
-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012года №
273- ФЗ
-Гигиенические требования к максимальной нагрузке на детей дошкольного
возраста в организованных формах обучения (инструктивно-методическое письмо
Мин образование РФ 14.03.2000 г. № 65/23-16)
Приказ Департамента образования «О внедрении регионального
компонента в содержание дошкольного образования»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155)
- Федеральная адаптированная образовательная программа для детей с
тяжелыми нарушениями речи (Приказ Министерства просвещения от 24.11.2022
№ 1022)
Учебный план – ведущий документ детского сада, реализующий содержание
образования путем определения количества и названия учебных предметов на
каждую возрастную группу, последовательности чередования и количества
учебных предметов в неделю.
Принципами построения учебного плана являются: полнота, целостность,
сбалансированность, преемственность, соответствие реальному времени, четкая
осознанность.
Учебный план перерабатывается и утверждается ежегодно на августовском
педагогическом совете.
Одной из форм работы с дошкольниками является организованная
образовательная деятельность (Далее - ООД).
Длительность организованной образовательной деятельности для детей
средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми
нарушениями речи составляет -25 минут.
Длительность организованной образовательной деятельности для детей
подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с
тяжелыми нарушениями речи составляет -30 минут.
При организации ООД соблюдаются следующие правила:
через определенное время в каждой возрастной группе после
активной интеллектуальной работы проводятся физкультурные паузы
(физкультминутки) длительностью 1-2 минуты;
- перерыв между занятиями не менее 10 минут;
- начало учебных занятий в 9 час. 00 мин.;
- ООД утверждается на педагогическом совете перед началом
учебного
года;
- количество
видов организованной образовательной
деятельности соответствует
ст.
СанПиН 2.3./2.4.3590-20 и
Федеральной адаптированной образовательной программе для детей с тяжелыми
нарушениями речи.
Учебный год в группе компенсирующей направленности для детей с
тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) начинается первого
сентября, длится десять месяцев (до первого июля) и условно делится на три
периода:
I период — сентябрь, октябрь, ноябрь;
II период — декабрь, январь, февраль;
III период — март, апрель, май, июнь.
Три раза в год: в сентябре, декабре и мае учебного года проводится
педагогическая
диагностика
результативности
работы
педагогов
с
воспитанниками.
Сентябрь отводится всеми специалистами для углубленной педагогической
диагностики индивидуального развития детей, сбора анамнеза, индивидуальной
работы с детьми, совместной деятельности с детьми в режимные моменты,
составления и обсуждения всеми специалистами группы рабочих программ,
корректировки основной адаптированной образовательной программы.
Дети освобождаются от организованной образовательной деятельности
на период их адаптации к детскому саду;
на период проведения входной диагностики (сентябрь).
С первого октября начинается организованная образовательная деятельность
с детьми во всех возрастных группах.
Для проведения промежуточной и итоговой диагностики используются
итогово-диагностические виды организованной деятельности без отмены учебной
деятельности.
Индивидуальная и совместная деятельность специалистов (педагогапсихолога, учителя-логопеда) с детьми организуется без нарушения длительности
прогулки.
Учебный план МБДОУ учитывает в полном объеме возрастные
психофизические особенности детей и отвечает требованиям охраны их жизни и
здоровья.
Занятия проводятся как в 1 половину дня, так и во 2 половину дня, в
соответствии с государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и
нормами
в
части
продолжительности
непрерывной
непосредственно
образовательной деятельности.
Организованная
образовательная
деятельность
реализуется
через
организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной,
познавательно- исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкальнохудожественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их
интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор
которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от
контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных
образовательных задач. Содержание психолого-педагогической работы включает
совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее
развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по
основным направлениям:
1.
Речевое развитие
РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ. ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
ГРАММАТИЧЕСКОГО
СТРОЯ
РЕЧИ.
РАЗВИТИЕ
ФОНЕТИКОФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА И НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО
АНАЛИЗА (РАЗВИТИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ, КОРРЕКЦИЯ
ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ. РАБОТА НАД СЛОГОВОЙ
СТРУКТУРОЙ
И
ЗВУКОНАПОЛНЯЕМОСТЬЮ
СЛОВ.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ. РАЗВИТИЕ
НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО И СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА) РАЗВИТИЕ
СВЯЗНОЙ РЕЧИ. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ.
ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ.
2.
Познавательное развитие
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ. РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ.
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА. ПОЗНАВАТЕЛЬНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.
3.
Художественно-эстетическое развитие
ВОСПРИЯТИЕ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ.
КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (РИСОВАНИЕ, АППЛИКАЦИЯ) ЛЕПКА, МУЗЫКАЛЬНОЕ
РАЗВИТИЕ (ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ,
МУЗЫКАЛЬНОРИТМИЧЕСКИЕ
ДВИЖЕНИЯ,
ПЕНИЕ,
ИГРА
НЕ
ДЕТСКИХ
МУЗЫКАЛЬНЫХ
ИНСТРУМЕНТАХ).
4.
Социально-личностное развитие
ФОРМИРОВАНИЕ
ОБЩЕПРИНЯТЫХ
НОРМ
ПОВЕДЕНИЯ.
ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ И ГРАЖДАНСКИХ ЧУВСТВ. РАЗВИТИЕ
ИГРОВОЙ И ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ,
ДИДАКТИЧЕСКИЕ
ИГРЫ,
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ
ИГРА,
ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ). СОВМЕСТНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ В БЫТУ, СОЦИУМЕ, ПРИРОДЕ
5.
Физическое развитие
ФИЗИЧЕСКАЯ
КУЛЬТУРА
(ОСНОВНЫЕ
ДВИЖЕНИЯ,
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОРТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ,
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ). ОВЛАДЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫМИ НОРМАМИ И
ПРАВИЛАМИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
В процессе образовательной деятельности с дошкольниками реализуются
обязательная и вариативная части адаптированной образовательной программы.
Обязательная (инвариантная) часть реализуется через обязательные занятия,
в этот перечень входят занятия, предусматривающие реализацию дополнительных
парциальных программ.
Вариативная часть программы позволяет более полно реализовать
социальный заказ на образовательные услуги и учитывать специфику
национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых
осуществляется образовательный процесс. Вариативная часть включает в себя
работу по дополнительным парциальным программам, интегрированную во все
разделы Программы и осуществляемую в различных видах и формах деятельности
(экскурсии, целевые прогулки, чтение произведений донских и донецких
писателей, художественно-творческая деятельность и др.).
В МБДОУ в
2025-2026 учебном году осуществляют коррекционноразвивающую образовательную деятельность группы:
– средняя группа компенсирующей направленности №6
- подготовительная группа компенсирующей направленности №4
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Количество занятий в неделю
Подготовительная группа
компенсирующей
направленности №4
Содержание образовательной
области
Средняя
группа
компенсиру
ющей
направленности
№6
Основная часть адаптированной образовательной программы
Познавательное развитие
2
Формирование
элементарных
математических
представлений
Ознакомление с окружающим миром:
живой мир
Ознакомление с окружающим миром:
предметный мир
Конструктивно-модельная деятельность
1
1 раз в 2 недели
1 раз в 2 недели
1 раз в 2 недели
1 раз в 2 недели
1
1
Речевое развитие
Восприятие художественной литературы
1
Подгрупповые логопедические занятия
4
(в
ходе которых реализуется развитие
речи, как раздел образовательной
программы)
Художественно – эстетическое развитие
Рисование
1
Лепка
1 раз в 2 недели
Аппликация
1 раз в 2 недели
Музыка
2
Физическое развитие
Физическая культура в помещении
2
Приобщение к здоровому образу жизни,
1
физическая культура на улице
ИТОГО
16
Индивидуальные логопедические
2-3
занятия
1
4
2
1 раз в 2 недели
1 раз в 2 недели
2
2
1
16
2-3
Вариативная часть адаптированной образовательной
программы
(интегрировано во все разделы программы и осуществляется в
различныхвидах и формах деятельности)
Приобщение к истокам русской
народной
культуры
«Добрый мир» - духовно-нравственное
воспитание
«Светофор»- обучение правилам
дорожного
движения
«Родники Дона»- реализация
регионального
компонента
1
1
1
-
1
1
1
1
«Юный эколог» - экологическое
воспитание
1
1