22.11.2023
В
современном мире большинство людей не могут представить свою жизнь без
электронных гаджетов. Стоит отметить, что возраст людей, постоянно пользующихся
быстро молодеет: дети дошкольного возраста быстрее родителей осваивают
современные компьютерные технологии.
Родители
дают гаджеты детям с разными целями: для развития, для переключения внимания,
чтобы выкроить для себя свободное время или идут на поводу требований и
капризов.
Это, кажущееся безобидным, занятие таит в себе серьёзные
опасности и может повлечь весьма печальные последствия не только для
физического здоровья ребёнка (нарушения зрения, дефицита движений, испорченной
осанки), но и для его психического развития.
В последние годы и родители, и педагоги все больше замечают
такое явление у детей, как задержка речевого развития, плохая память,
рассеянное внимание и агрессивное
поведение.
Специалистами и педагогами в содружестве с музыкальным
руководителем и руководителем физического воспитания в МБДОУ детском саду №11
г.Донецка два раза в год проводится педагогическая
диагностика по выявлению особенностей общего и речевого развития детей:
состояния компонентов речевой системы, соотношения развития различных компонентов
речи, сопоставления уровня развития языковых средств с их активизацией. Данная
диагностика позволяет выявить негативную симптоматику в отношении развития
дошкольников.
По результатам педагогической диагностики, проведенной в
начале учебного года, был сделан вывод, что специальная логопедическая помощь
нужна практически в каждой группе детского сада.
Среди родителей воспитанников учреждения был проведен
онлайн-опрос «Отношение родителей к
использованию дошкольниками электронных гаджетов». Результат показал, что
мнение родителей очень разнится. Некоторые считают, что детей нужно приобщать к
гаджетам с детства, так как это способствует их развитию и практически не несет
в себе никакого вреда, но есть и родители, которые максимально ограничивают
общение с электроникой, так как, по их мнению, гаджеты негативно влияют на
психическое и речевое развитие детей.
Гаджеты
по-разному влияют на ребёнка в зависимости от того, как они используются в
семье или в детском саду. Полезными электронные устройства будут в том случае,
если помогают искать познавательную и развивающую информацию, которая не может
быть получена в доступной окружающей среде, но при этом их использование
сопровождается живым общением и взаимодействием со взрослым.
К сожалению, современные дети в большинстве своём слишком
мало используют речь в общении с близкими взрослыми. Гораздо чаще они поглощают
телепрограммы, которые не требуют их ответа, не реагируют на их отношение и на
которые он сам никак не может воздействовать. Усталых и молчаливых родителей
заменяет экран.
Многим
детям трудно воспринимать информацию на слух –
они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения,
понимать, схватывать смысл. Слышимая речь не вызывает у них образов и
устойчивых впечатлений.
Замещение и подмена человеческого способа коммуникации в
семье электронным суррогатом представляют существенную опасность, так как
нарушают нормальный код и алгоритм психического, социального, культурного и
духовного развития детей. Малолетние пользователи электронных игрушек
становятся самодостаточными, у них слабеют нормальные потребности и мотивации в
контактах с родителями и детьми.
Необходимо
регулировать время, которое ребёнок проводит с гаджетом, использовать его
целенаправленно и осмысленно, обращать внимание на контент, именно это, а не сам
гаджет влияет на речевое и психическое развитие ребёнка.
Существует
большое количество развивающих и обучающих программ для дошкольников. Это игры,
которые помогают специалистам развивать способности ребёнка и проводить
коррекцию речи. Естественно, необходимо соблюдать правила, например, после
начала компьютерной игры необходимо провести специальную гимнастику для глаз
для снятия зрительного напряжения, а в конце занятия физкультурную минутку для
снятия мышечного напряжения. Длительность занятий на компьютере определяется
санитарными нормами.
Для
профилактики компьютерной зависимости необходимо вводить строгий временной
режим. Если малыш капризничает, не желает отвлечься от электронной игрушки,
необходимо постараться отвлечь его другими занятиями.
Взрослым
необходимо стать для ребёнка примером, стараться самим не нарушать правила,
которые устанавливаются для ребёнка. Нужно стимулировать разнообразную
занятость ребёнка, приобщать его к домашним обязанностям.
Если
время, проведённое у компьютера, обладает для ребёнка большей ценностью, чем
совместное общение, занятие спортом, чтение книг, прогулки, значит, скорее
всего, мы можем говорить о сформировавшейся цифровой зависимости.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.11.2023
Дата обновления: 22.11.2023
Дата публикации: 22.11.2023