22.11.2023
Современные
родители считают, что ребенок, который научился пользоваться гаджетами быстрее,
чем говорить, вырастет компьютерным гением. Но дети старшего дошкольного
возраста, которые проводят больше времени за телефонами и планшетами имеют
скудный словарь, на уровне бытовой повседневной ситуации. Связная речь таких
детей бедна и примитивна. Многим приходится прилагать большие усилия, чтобы
выразить свою мысль. Фразовая речь ребенка 6-7 лет состоит из простых
распространенных предложений с неправильным употреблением окончаний. Пересказ
доступен только с помощью наводящих вопросов, а при составлении рассказов по
картинкам чаще отмечается склонность к перечислению отдельных предметов или
действий. Происходит затормаживание психических процессов таких, как память,
воображение.
Важно
помнить, что речь – это не подражание чужим словам и не запоминание речевых
штампов. Овладение речью в дошкольном возрасте происходит только в живом,
непосредственном общении, когда ребенок не только слушает чужие слова, но и
отвечает другому человеку, когда он сам включён в диалог. Причём, включён, не
только слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и чувствам.
Для
того, чтобы ребёнок заговорил, необходимо, чтобы речь была включена в его
конкретные практические действия, в его реальные впечатления и главное – в его
общение с взрослыми. Речевые звуки, не обращённые ребёнку лично и не
предполагающие ответа, не затрагивают ребёнка, не побуждают к действию и не
вызывают каких-либо образов. Они остаются «пустым звуком». Речь, исходящая с
экрана, остается малоосмысленным набором чужих звуков, она не становится
«своей». Поэтому дети предпочитают молчать, либо изъясняться криками или
жестами. В дальнейшем многим детям становится трудно воспринимать информацию на
слух – они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные
предложения, понимать, схватывать смысл. Слышимая речь не вызывает у них
образов и устойчивых впечатлений. По этой же причине им трудно читать – понимая
отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их,
в результате они не понимают текста в целом. Поэтому им просто неинтересно,
скучно читать даже самые хорошие детские книжки.
Помните, что эволюционно артикуляционный
аппарат ребенка с рождения готов к произношению звуков, но для развития речи
(т.е. умения посредством слов излагать свои мысли в устной и письменной форме)
требуется время. Развитие речи, активно происходящее в первые три года жизни, невозможно
без детскородительского общения. Но в тоже время это вовсе не означает, что
необходимо исключить телевизор и компьютер из жизни детей. Вовсе нет. Это
невозможно и бессмысленно. Но в раннем и дошкольном детстве, когда внутренняя
жизнь ребёнка только складывается, гаджеты несут в себе серьёзную опасность.
Как
отучить ребенка от гаджетов. Вот несколько советов:
-
Пересмотреть взаимоотношения с ребенком, проанализировать, сколько времени вы
проводите вместе каждый день и как вы общаетесь, доверяете ли друг другу, делитесь
ли своими переживаниями. Если у ребенка лучший друг электронное устройство,
скорее всего, родители не являются его друзьями.
-
Найти замену. Надо найти альтернативу и занятие по интересам, от чего у ребенка
будут «гореть глаза».
-
Общение вживую. Можно придумать правило: пришел домой - отложи телефон.
-
Быть примером для своего ребенка. Важно начать с себя и подумать какой
пример, взрослые показывают своим детям. Образ жизни родителей, проводящих
время с планшетом или компьютером, может способствовать формированию у ребенка
убежденности в значимости и важности данного вида деятельности.
-
Приучать к ответственности. Договориться с ребенком о определенном времени
просмотра мультфильмов.
-
Играйте с детьми в настольные/дидактические игры - эти моменты останутся в
памяти ребенка. Дети, играя с Вами в настольные игры, будут играть со своими
детьми.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.11.2023
Дата обновления: 22.11.2023
Дата публикации: 22.11.2023