Влияние питания на формирование речи детей раннего возраста

25.01.2024

Речь является одной из основных функций человека, необходимых ему для того, чтобы вести полноценную жизнь. Естественным периодом формирования речи являются первые три года жизни малыша, и если в это время не создать благоприятных условий для формирования данной психической функции, в дальнейшем  компенсировать её будет значительно труднее.   Одной из причин нарушения звукопроизношения у детей может быть недостаточная подвижность органов артикуляции: языка, губ, челюстей и  мягкого неба. Нарушение подвижности этих органов (малоподвижность) тянет за собой нечеткое, смазанное произношение разных звуков.

Зачастую у малышей с раннего детства не развиты мышцы щек и языка, а ведь именно они входят в структуру артикуляционного аппарата и выполняют одну из важных функций при звукопроизношении. Многие родители жалуются, что их малыши плохо жуют. Но ведь именно они создают для своих детей эти трудности - на протяжении длительного времени продолжают перетирать своим детям супы, мясо, фрукты и овощи. Вследствие этого детям тяжело съесть даже такие фрукты и овощи, как  яблоко, огурец. Лишая малыша твёрдой пищи родители делают грубую ошибку. Они не замечают, как атрофируются органы артикуляционного аппарата (не развиваются и не укрепляются) тем самым задерживают развитие подвижности артикуляционного аппарата своего малыша. В физиологическом отношении речь представляет собой сложный двигательный акт. Она образуется на основе движений речевой мускулатуры, включая мышцы гортани и дыхательные мышцы.  Ощущения от движения артикуляционных мышц, так же, как тонус  артикуляционной мускулатуры, формируется на 1 году жизни, в триаде глотание-жевание-речь..
Глотательный рефлекс относится к врождённым. По мере прорезывания молочных зубов сосание заменяется жеванием, тип глотания у ребёнка перестраивается на соматический. Язык при соматическом глотании расположен в передней трети твёрдого нёба, при этом спинка языка продвигает пищу в гортань. Если глотание не переходит к соматическому типу, это может повлиять на  неправильное (межзубное) произнесение  звуков.  Акт жевания также важен в формировании моторной стороны речи.  При пережевывании твердой пищи  участвуют мышцы щек, что создает внутрищечное давление, способствующее формированию способности произносить согласные звуки (попробуйте сказать Б, П и проследите, как надуваются щеки). При измельчении пищи зубами работают челюсти, что влияет на формирование прикуса.

Родители малышей  часто используют в детском рационе мягкую пищу. Во-первых, это удобно – в магазинах изобилие различных пюре. Во-вторых, мамы часто боятся, что ребенок подавится. В-третьих, сокращается время кормления - глотать быстрее, чем жевать. В-четвертых, ребенок чистый и пространство вокруг ребенка чистое. Казалось бы – столько плюсов!  

Но давайте оценим другие важные факторы, о которых родители не знают или не задумываются. Если ребенок не умеет жевать, он не получает многократной тренировки всех артикуляторных мышц. Соответственно снижается тонус артикуляционного аппарата: щеки толстые, приопущенные, рот приоткрыт, язык может находиться на пороге нижней губы, может наблюдаться слюнотечение. Низкий тонус мышц  может привести к дизартрии  (нарушение звукопроизношения вследствие нарушения подвижности мышц речевого аппарата). Приоткрытый рот формирует неправильный (ротовой) тип дыхания.  Слабый, короткий вдох при таком типе дыхания приводит к снижению кислородообменных процессов. Для профилактики речевых нарушений важно обучать ребенка жеванию. Уже в период введения прикорма   (пища  гомогенная, измельченная, но дается с ложечки, порционно) ребенок начинает осваивать жевательные движения, захватывать пищу языком  и формировать пищевой комок.  Для любого развития требуется проявить некое усилие. Усложнение пищевых структур, увеличение нагрузки при жевании приводит к развитию мышечного тонуса (в звукопроизношении это проявляется в способности принять и удержать артикуляционную позу). Увеличение объема движений мышц   формирует кинетическую (переключение с движения на движение) составляющую речи – способности произносить не отдельные звуки, а слоги и многосложные слова. 

Для того чтобы развить подвижность органов артикуляционного аппарата, тренировать и укрепить мышцы щек и языка необходимо обязательно давать ребенку жевать такие продукты, как: корочки хлеба, сухарики, сушеные фрукты (чернослив, курагу, изюм), твердые фрукты (яблоко, груша), твердые овощи (морковь, огурец), кусочки вареного мяса.  

Очень важно учитывать особенности ребёнка (при аллергиях и прочих противопоказаниях перечень выше перечисленных продуктов можно изменять).Хочу такой сайт

     Если у ребёнка уже наблюдаются недостаточная подвижность органов артикуляции, смазанное произношение разных звуков, не характерное возрастной норме, то необходимо обращение к специалисту – логопеду.  

На осмотре детей 1 года жизни логопед может оценить сформированность этих навыков, а также тонус артикуляционной мускулатуры и при необходимости определить направления работы по профилактике нарушений речи. 

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 14.10.2024

Дата обновления: 14.10.2024

Дата публикации: 25.01.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».