25.01.2024
Речь
является одной из основных функций человека, необходимых ему для того, чтобы
вести полноценную жизнь. Естественным периодом формирования речи являются
первые три года жизни малыша, и если в это время не создать благоприятных
условий для формирования данной психической функции, в дальнейшем
компенсировать её будет значительно труднее. Одной из причин нарушения звукопроизношения у детей может быть
недостаточная подвижность органов артикуляции: языка, губ, челюстей и
мягкого неба. Нарушение подвижности этих органов (малоподвижность) тянет за
собой нечеткое, смазанное произношение разных звуков.
Зачастую у малышей с раннего детства не развиты мышцы щек и языка, а
ведь именно они входят в структуру артикуляционного аппарата и выполняют одну
из важных функций при звукопроизношении. Многие родители жалуются, что их
малыши плохо жуют. Но ведь именно они создают для своих детей эти трудности -
на протяжении длительного времени продолжают перетирать своим детям супы, мясо,
фрукты и овощи. Вследствие этого детям тяжело съесть даже такие фрукты и овощи,
как яблоко, огурец. Лишая малыша твёрдой
пищи родители делают грубую ошибку. Они не замечают, как атрофируются
органы артикуляционного аппарата (не развиваются и не укрепляются) тем самым
задерживают развитие подвижности артикуляционного аппарата своего малыша. В физиологическом отношении речь представляет собой
сложный двигательный акт. Она образуется на основе движений речевой
мускулатуры, включая мышцы гортани и дыхательные мышцы. Ощущения от
движения артикуляционных мышц, так же, как тонус артикуляционной
мускулатуры, формируется на 1 году жизни, в триаде глотание-жевание-речь..
Глотательный рефлекс относится к врождённым. По мере прорезывания молочных
зубов сосание заменяется жеванием, тип глотания у ребёнка перестраивается на
соматический. Язык при соматическом глотании расположен в передней трети
твёрдого нёба, при этом спинка языка продвигает пищу в гортань. Если глотание
не переходит к соматическому типу, это может повлиять на неправильное
(межзубное) произнесение звуков. Акт жевания также важен в
формировании моторной стороны речи. При пережевывании твердой пищи
участвуют мышцы щек, что создает внутрищечное давление, способствующее формированию
способности произносить согласные звуки (попробуйте сказать Б, П и проследите,
как надуваются щеки). При измельчении пищи зубами работают челюсти, что влияет
на формирование прикуса.
Родители
малышей часто используют в детском рационе мягкую пищу. Во-первых, это
удобно – в магазинах изобилие различных пюре. Во-вторых, мамы часто боятся, что
ребенок подавится. В-третьих, сокращается время кормления - глотать быстрее,
чем жевать. В-четвертых, ребенок чистый и пространство вокруг ребенка чистое.
Казалось бы – столько плюсов!
Но давайте
оценим другие важные факторы, о которых родители не знают или не задумываются.
Если ребенок не умеет жевать, он не получает многократной тренировки всех
артикуляторных мышц. Соответственно снижается тонус артикуляционного аппарата:
щеки толстые, приопущенные, рот приоткрыт, язык может находиться на пороге
нижней губы, может наблюдаться слюнотечение. Низкий тонус мышц может
привести к дизартрии (нарушение звукопроизношения вследствие нарушения подвижности
мышц речевого аппарата). Приоткрытый рот формирует неправильный (ротовой) тип
дыхания. Слабый, короткий вдох при таком типе дыхания приводит к снижению
кислородообменных процессов. Для профилактики речевых нарушений важно обучать
ребенка жеванию. Уже в период введения прикорма (пища гомогенная,
измельченная, но дается с ложечки, порционно) ребенок начинает осваивать
жевательные движения, захватывать пищу языком и формировать пищевой
комок. Для любого развития требуется проявить некое усилие. Усложнение
пищевых структур, увеличение нагрузки при жевании приводит к развитию мышечного
тонуса (в звукопроизношении это проявляется в способности принять и удержать
артикуляционную позу). Увеличение объема движений мышц формирует
кинетическую (переключение с движения на движение) составляющую речи –
способности произносить не отдельные звуки, а слоги и многосложные слова.
Для того чтобы развить подвижность органов артикуляционного аппарата,
тренировать и укрепить мышцы щек и языка необходимо обязательно давать ребенку
жевать такие продукты, как: корочки хлеба, сухарики, сушеные фрукты (чернослив, курагу, изюм),
твердые фрукты (яблоко, груша), твердые овощи (морковь, огурец), кусочки
вареного мяса.
Очень важно учитывать особенности ребёнка (при аллергиях и прочих противопоказаниях
перечень выше перечисленных продуктов можно изменять).
Если у ребёнка уже наблюдаются недостаточная подвижность органов
артикуляции, смазанное произношение разных звуков, не характерное возрастной
норме, то необходимо обращение к специалисту – логопеду.
На осмотре
детей 1 года жизни логопед может оценить сформированность этих навыков, а также
тонус артикуляционной мускулатуры и при необходимости определить направления
работы по профилактике нарушений речи.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.10.2024
Дата обновления: 14.10.2024
Дата публикации: 25.01.2024