15.10.2024
Произношение звуков речи — это сложный
двигательный навык.У ребенка дошкольного возраста органы речи развиты слабо,
поэтому ему следует помочь подготовить мышцы. Уже с младенческих дней ребенок
проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком,
губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание,
лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они
играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность,
сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно. Для
четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы,
небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе:
жевательных, глотательных, мимических.
Артикуляционная гимнастика является основой
формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения;
она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного
аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба,
необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука
той или иной группы.
Логопеды уделяют особое внимание проведению
артикуляционной моторики. Каждое утро в логопедических группах начинается с
артикуляционной гимнастики .Основная цель гимнастики — выработка качественных движений
органов артикуляции и точного, правильного произношения звуков .Педагоги
плодотворно работают в этом направлении :разрабатывают дидактические игры и
упражнения ,используют различные инновационные приемы артикуляционной
гимнастики в работе .(биоэнергопластика; «Театр пальчиков и Язычка» ;
использование дидактических кукол; адаптированные сказки с движениями). Каждое
занятие- это новое ,интересное,захватывающее путешествие: «Путешествие
маленького звука», «Смешные животные», «Невоспитанный мышонок»,«Трудолюбивая
божья коровка». Такая гимнастика интересна детям своей яркой, доступной,
понятной формой. Дошкольники с интересом и восхищением пытаются подражать
педагогу, повторить его действие. Ребёнок не замечает, что его учат. А это
значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее,
быстрее, преодоление трудностей проходит легче.
Но для успешной коррекционной логопедической
работы необходим комплексный подход. С этой целью должны быть объединены усилия
не только специалистов, а также родителей детей, имеющих нарушения речи. В
тесной работе с родителями , логопеды всегда выступают в роли партнера,
наставника, консультанта, используя мастер – классы, консультации,
анкетирование. Также предлагается ряд рекомендаций родителям по проведению
артикуляционной гимнастики, целые комплексы упражнений. Упражнения не требуют специальной
подготовки и материально не затратны, что существенно для семейного бюджета, носят
игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей, удерживая внимание на
протяжении всего занятия. Примером послужили такие упражнения как: Упражнения с
бусиной. «Футбол» — снятие спастики языка и выработка двигательной функции
артикуляционного аппарата, устранение инфантильного глотания. «Посчитай» —
активизация мышц кончика языка и выработка подвижности языка. «Поймай» —
выработка подвижности губ и коррекция мимики лица. Упражнения с ложкой.
«Сильный язычок» — укрепление мышц языка и его подвижности. «Подвижные губки» —
выработка подвижности губ. Упражнения уже зарекомендовали свою эффективность, дают
положительные результаты. Систематическое выполнение представленных упражнений,
способствует быстрейшему переходу к следующему этапу коррекционной работы.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.10.2024
Дата обновления: 14.10.2024
Дата публикации: 15.10.2024