Артикуляционная гимнастика как средство при решении проблем с развитием детской речи

15.10.2024

Произношение звуков речи — это сложный двигательный навык.У ребенка дошкольного возраста органы речи развиты слабо, поэтому ему следует помочь подготовить мышцы. Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических.

 Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Логопеды уделяют особое внимание проведению артикуляционной моторики. Каждое утро в логопедических группах начинается с артикуляционной гимнастики .Основная цель гимнастики — выработка качественных движений органов артикуляции и точного, правильного произношения звуков .Педагоги плодотворно работают в этом направлении :разрабатывают дидактические игры и упражнения ,используют различные инновационные приемы артикуляционной гимнастики в работе .(биоэнергопластика; «Театр пальчиков и Язычка» ; использование дидактических кукол; адаптированные сказки с движениями). Каждое занятие- это новое ,интересное,захватывающее путешествие: «Путешествие маленького звука», «Смешные животные», «Невоспитанный мышонок»,«Трудолюбивая божья коровка». Такая гимнастика интересна детям своей яркой, доступной, понятной формой. Дошкольники с интересом и восхищением пытаются подражать педагогу, повторить его действие. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

Но для успешной коррекционной логопедической работы необходим комплексный подход. С этой целью должны быть объединены усилия не только специалистов, а также родителей детей, имеющих нарушения речи. В тесной работе с родителями , логопеды всегда выступают в роли партнера, наставника, консультанта, используя мастер – классы, консультации, анкетирование. Также предлагается ряд рекомендаций родителям по проведению артикуляционной гимнастики, целые комплексы  упражнений. Упражнения не требуют специальной подготовки и материально не затратны, что существенно для семейного бюджета, носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей, удерживая внимание на протяжении всего занятия. Примером послужили такие упражнения как: Упражнения с бусиной. «Футбол» — снятие спастики языка и выработка двигательной функции артикуляционного аппарата, устранение инфантильного глотания. «Посчитай» — активизация мышц кончика языка и выработка подвижности языка. «Поймай» — выработка подвижности губ и коррекция мимики лица. Упражнения с ложкой. «Сильный язычок» — укрепление мышц языка и его подвижности. «Подвижные губки» — выработка подвижности губ. Упражнения уже зарекомендовали свою эффективность, дают положительные результаты. Систематическое выполнение представленных упражнений, способствует быстрейшему переходу к следующему этапу коррекционной работы.Хочу такой сайт

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 14.10.2024

Дата обновления: 14.10.2024

Дата публикации: 15.10.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».